Вячеслав Ермолаев    http://bcdev.narod.ru  mailto:yerm@mail.ru

Считалочка от "Интеллект-Сервиса": БЭСТ - Два!, Три!!, Четыре!!!, Пя...Про!??

 "Только  не  говорите мне про
БЭСТ,  они   даже   Windows-
клиента написать не смогли"
    Из обсуждения на форуме.

Несмотря, на столь неоднозначное название статьи и явно отрицательный   смысл цитаты, взятой в качестве эпиграфа, начну с положительного момента. Так уж   получилось, что  с момента окончательной смены профессии инженера-механика по двигателям летательных аппаратов на программиста  в  1994 году,  я до самого недавнего времени работал на предприятиях, где активно использовались   программы серии БЭСТ. Несмотря на то, что я себя считаю чисто программистом, мне приходилось работать в совершенно разных ипостасях : аникейщик, системный  администратор, программист,  внедренец, начальник отдела АСУП. Естественно не всегда этот процесс шел по возрастающей как по должности так и по зарплате , но зато дал возможность оценить БЭСТ с различных точек зрения, что и послужило стимулом к написанию этой статьи.  Впервые я познакомился с БЭСТом в конце того же 1994 года. Мы занимались поиском подходящей многопользовательской программы бухгалтерско-складского учета и просмотрев предостаточное количество программ остановились на БЭСТе, тогда версии 2. Кстати  среди множества конкурентов была  и 1С Бухгалтерия (сетевая), которая  практически сразу была отвергнута ввиду того, что даже в своем сетевом варианте она представляла собой лишь своего рода персональный калькулятор для бухгалтера. Очень удобный калькулятор, не спорю, но организовать нормальную многопользовательскую работу бухгалтерии и склада  с помощью него было чрезвычайно затруднительно. Чем нас привлек БЭСТ ? Своей сбалансированностью. У него очень хорошо были сбалансированы  рабочие места, каждое из которых  содержало именно тот функционал, который требовался. Вследствие этого внедрение БЭСТа на рабочих местах не представляло трудностей. После соответствующей настройки  объединенными нашими усилиями и главного бухгалтера, на рабочих местах могли работать люди не обладающие глубокими знаниями бухгалтерии. Именно таких было тогда большинство, вынужденных сменить профессию инженера на профессию бухгалтера. Простоте внедрения также помогал и сбалансированный интуитивно понятный и простой интерфейс. Возможности настройки программы давали внедренцам простор для маневра и в то же время количество настроек не было чрезмерным для того, чтобы превратить процесс  настройки в головную боль.  Короче говоря постановка и реализация была безукоризненна. Не последнюю очередь на выбор оказала и умеренная стоимость. После БЭСТ-2, мне приходилось работать и с БЭСТ-2+, БЭСТ-3, БЭСТ-4. И если у первых БЭСТов были некоторые ограничения, то при использовании БЭСТ-4 я не припомню ни одного случая, когда  бы требуемую схему, даже довольно экзотическую, не удалось бы реализовать на практике. И это при том, что мне приходилось работать с БЭСТом и в сети розничных магазинов, и в фирме, занимающийся оптовыми поставками, и научно-исследовательском институте Ну а теперь о неприятном. Как мне кажется несмотря на успех БЭСТов дальнейшее серьезное развитие этой серии фирмой-разработчиком не предусмотрено. Многочисленным пользователям вряд ли стоит ожидать ситуации, аналогичной той, которая произошла с пользователями 1С-Бухгалтерии, когда они постепенно переходили с версии на  версию и с появлением версии 6 вышли на качественно новый уровень. "Интеллект-Сервис"(отметим, что сейчас фирма носит название "БЭСТ-Виртуоз" по имени очень многообещающего проекта, который был прикрыт по непонятным причинам) пока вынуждена продолжать поддержку и даже продолжает выпускать новые подверсии продукта при этом немного расширяя функционал,  но по всей видимости это и все, чего можно ожидать. Что же предлагается взамен? БЭСТ-Офис и БЭСТ-ПРО. Прежде всего отметим, что несмотря на название, эти программы строго говоря не относятся к серии БЭСТ.  То есть апгрейд с БЭСТ-4 не предусмотрен. Внедрение придется начать с нуля. Максимум, что можно получить - это скидку. Представьте теперь ситуацию, когда предприятие имеет полностью автоматизированную бухгалтерию и склад и вдруг вынуждено останавливать работающую программу, покупать новую от того же производителя и  проводить внедрение и обучение персонала заново. И все только по тому, что фирма-производитель решила, что дальнейшее развитие старой программы нецелесообразно. Нонсенс. Правда производитель утешает: менять программу никто не заставляет, поддержка будет обеспечена и в дальнейшем. Вот только возникает вопрос: сколько времени можно поддерживать неразвиваемую программу?  Пока пользователь будет ее использовать? Сомнительно. Вернемся к ситуации 1994 года и возьмем двух пользователей программ  1С-Бухгалтерия 4 и БЭСТ-2. И тот и другой в течение многих лет поддерживали производителей, вкладывая деньги в приобретение их новых версий. На чем сейчас работает первый? По всей видимости он использует  1С-Предприятие V7, платформу программирования V7 и современный Windows-интерфейс. Пришел он к этому путем плавных апдейтов. Второй вынужден по прежнему довольствоваться досовской программой  и что с ним будет дальше одному богу известно. Что называется "почувствуйте разницу".  Теперь  допустим, что второй пользователь все таки решится на головную боль повторного внедрения с нуля. Какие основания имеются для предположения, что он выберет продукт той же фирмы, которая уже один раз его подставила. Думаю, никаких. Так как внедрение нужно проводить все равно с нуля, то тут уже без разницы, что внедрять 1C или БЭСТ-Офис. Скидка - очень слабый аргумент. Скорее пользователь будет ориентироваться на репутацию фирмы с учетом полученного урока и оглядываться на пример своего коллеги - первого  пользователя. Предсказать результат выбора не представляет труда. Но все же посмотрим, что все таки предлагает  "Интеллект-Сервис" взамен. Я не буду касаться постановки и реализации программы. Думаю что с постановкой у БЭСТ-Офис, как и у БЭСТ-ПРО все порядке. В этом отношении  "Интеллект-Сервис" всегда был на высоте. Мне не пришлось с ними плотно поработать, поэтому я буду рассматривать их с точки зрения системного администратора. Программа БЭСТ-Офис написана на VBA и интегрируется с Microsoft Office и использует базы данных Microsoft Access. Неплохо. Но это предполагает, что оптимальное количество рабочих мест не должно быть выше 5. Эта программа предназначена в основном для мелких предприятий, я же как правило эксплуатировал БЭСТ на средних предприятиях с количеством рабочих мест 10-15. Здесь БЭСТ-Офис не подойдет. Остается БЭСТ-ПРО. Когда я узнал, что в продажу поступил БЭСТ-ПРО, я тут же подъехал в офис  "Интеллект-Сервиса", что бы ознакомиться с эти хитом. Что же я увидел? Клиент-серверная архитектура, базы данных на основе новеловского менеджера записей Btrive, досовский 32-разрядный  клиент с текстовым интерфейсом и меню а-ля Windows95 с  кнопкой "Пуск" в левом нижнем углу. Да это хит. Вернее был бы хитом, если бы появился в продаже в году эдак 95 или 96, когда  применение  Btrive еще считалось признаком серьезности системы.  Я же знакомился с ним весной 1999 года и  понятия о клиент-серверной архитектуре в корне изменились. К этому времени уже никто не называл архитектуру с применением Btrive клиент-серверной, да и сам фирма Novell активно призывала использовать взамен него Scalable SQL. Досовский текстовый интефейс  а-ля Windows95 выглядел после четырех лет существования Windows9X провинциально мило и кроме снисходительной улыбки других эмоций вызвать не мог. Не теряя надежды я спросил, имеется версия клиента с графическим интерфейсом. И тут мне показали нечто. Я с почтением снимаю шляпу перед умением программистов, выполнивших титаническую задачу. Мне показали ...32-разрядного DOS-клиента с полной имитацией  Windows-интерфейса средствами той же DOS-графики и тем же меню а-ля Windows9X . Дополнительная информация о том, что апгрейда с БЭСТ-4 на БЭСТ-ПРО не предусмотрено, меня окончательно добила и не я решился советовать руководству фирмы, где  в то время работал, переходить на БЭСТ-ПРО.  Почему же сложилось такая ситуация с в общем то удачным продуктом БЭСТ-4, который и сейчас продолжает пользоваться успехом?. Смею утверждать, что это результат того, что появление  БЭСТ-3 и даже БЭСТ-4 было не предусмотрено. Основанием для  такого вывода для меня послужил тот факт, что о БЭСТ-ПРО я услышал еще  в конце 1994 года от менеджеров фирмы,  когда получал БЭСТ-2. Мне сказали, что в следующем 1995 году планируется выпуск программы,  написанной на С++ , использующей клиент-серверную архитектуру и даже собственного производства объектную базу данных, выполненную на основе Btrive и которая должна заменить БЭСТ-2.  Среди моря клипперных и фокспрошных программ, это сообщение меня очень заинтересовало. Ведь я по тогдашней  неопытности покупал у них БЭСТ-2 на 25!!! рабочих мест и  при этом все же смутно понимал, что организовать одновременную работу на таком количестве рабочих мест  и использованием файл-серверной архитектуре будет довольно трудно. Позднее выяснилось, что я ошибался - при 25-ти одновременно работающих пользователей работать было просто невозможно. Поэтому сообщение о предполагаемом выходе БЭСТ-ПРО было встречено с энтузиазмом и были даже сделаны попытки отложить покупку БЭСТ-2 и дождаться выхода БЭСТ-ПРО, от чего нас отговорили те же менеджеры, сообщившие о БЭСТ-ПРО. И правильно сделали. В 1995 году БЭСТ-ПРО так и не появился. Вместо него вышли БЭСТ-2+ и БЭСТ-3, как ответ на изменение в законодательстве в области бухгалтерского учета. Затем пришла и очередь БЭСТ-4 - вынужденный ход на задержку выпуска БЭСТ-ПРО. О вынужденности выпуска этих версий говорит и тот факт, что структура баз данных БЭСТ-3 и БЭСТ-4 постепенно теряла ту стройность, которая была характерна для БЭСТ-2. Серьезная ревизия структуры на соответствие задачам больше не производилась, прилагаемые к ним описания не соответствовали действительности. Озабоченный судьбой БЭСТ-4, я в где- то 2000 году написал письмо в фирму "Интеллект-Сервис" и, к их чести сказать, это письмо не осталось без ответа. Я к сожалению не могу сейчас указать имя автора ответа и привести точный текст письма  (письмо было утеряно при смене места работы) , но суть ответа примерно такова.
1. Перенос БЭСТа на Windows-платформу не планируется, поскольку программа исчерпала себя.
2. Dos-интерфейс является в определенном смысле плюсом, так как большинству бухгалтеров более привычна он, а не Windows-интерфейс
3.В дальнейшем планируется  наращивание некоторого функционала и внесение изменений в соответствии  с  изменением законодательства, но серьезной переработки продукта с целью вывода его на новый уровень не предполагается в связи с тем, что продукт и так пользуется устойчивым спросом. Кроме того имеются трудности  в поиске профессиональных DOS-программистов.
4.Для требовательных пользователей, недовольных возможностями БЭСТ-4, предлагается переход на БЭСТ-ПРО или БЭСТ-Офис. 
Комментарии, на мой взгляд, излишни. Обращу лишь внимание на последнюю строчку пункта 3, а также на тот факт, что БЭСТ-ПРО - тоже DOS-программа.  Такое отношение к своему  удачному продукту кажется удивительным, тем более что у фирмы была (и есть) возможность нормального и относительно безболезненного перехода на Windows-платформу, причем сразу с приданием новых качеств продукту. В свое время опять же в качестве заплатки для удовлетворения запросов требовательных клиентов, а не в качестве основного  основного направления, фирма выпустила клиент-серверный  вариант БЭСТ-4x. Само по себе - досовская программа, работающая в клиент-серверном режиме - звучит для непосвященного довольно экзотически.  Клиент-серверные возможности обеспечивались посредством применения очень удачного решения  - Advantage Database Server - полнофункционального сервера для xBase-совских реляционных баз данных фирмы Extended System (http://www.advantagedatabase.com) При использовании этого сервера  предоставляется возможность одновременной работы с базами данных в полноценном клиент-серверном режиме DOS и Windows-программ. С учетом того, что сервер поставляется практически для всех платформ( на сегодняшний день имеются версии под Novell, Windows NT/2000, Windows 9X, Linux), а также предоставляются удобные комплекты средств для создания клиентских приложений(Clipper, Delphi/C++Builder, Visual Basic и т.д) использование Advantage Database Server было бы довольно привлекательным решением. Это бы позволило сначала переписать логику программы и не меняя структуры таблиц на Windows-платформу , предоставляя пользователям некоторое время на выбор DOS или Windows-вариант, а затем отказавшись от поддержки DOS-варианта (вспомним 1С:Бухгалтерию)  получить задел для дальнейшего развития  продукта. Причем БЭСТ (даже для самой начальной конфигурации) был бы в отличие от своих конкурентов клиент-серверным приложением по определению. У меня имеется положительный опыт совместной эксплуатации клиент-серверного варианта БЭСТа и разработанных на С++Builder приложений. В свое время меня пригласили на фирму, занимающуюся оптовыми поставками медикаментов, для повторного внедрения БЭСТ. Фирма, ранее использовавшая БЭСТ только в бухгалтерии, по требованию руководства пыталась использовать западную информационную систему Dynamics, а затем после полутора лет мучений, приняла решении  вернуться на БЭСТ, но уже на новом уровне с автоматизацией не только бухгалтерии, но и складского учета и системы продаж. При этом ставились условия, что менеджеры по продажам должны работать на Windows-приложении, а количество одновременно рабочих мест(включая бухгалтерию, склад и отдел продаж) могло достигать 50-ти( из них на 13 местах должен использоваться штатный БЭСТ) . В конечном счете силами небольшого информационного отдела (численностью от двух до четырех человек, включая начальника отдела) удалось решить поставленную задачу, а также продолжить дальнейшую разработку модулей с целью переноса части складских функций и расширения  функционала модулями для бухгалтерии и экономистов. При этом надо отметить, что при эксплуатации этой гетерогенной системы, такие понятие, как разрушение индексов, ежедневная переиндексация, разрушение баз данных ушли в небытие. Конечно, разработанные нами модули не могут служить полноценной заменой соответствующих модулей БЭСТа: не было соответствующего уровня в постановке задач, модули строились исключительно для поддержки конкретных бизнес-процессов фирмы,  разработка проводилась силами информационного отдела, который кроме программирования, занимался еще поддержкой локальной сети NT, включающей около 70 компьютеров разнесенных территориально.  Но проделанная работа показывает, что перенос БЭСТа на платформу Windows при использовании технологий фирмы Extended System  вполне возможен, и для фирмы-разработчика не составит большого труда. Опять же к сожалению повторюсь,  технологии от Advantage Database Server  фирма "Интеллект-Сервис" рассматривала не как  магистральное направление, а лишь   как средство заполнить паузу в ожидании выхода БЭСТ-ПРО. Иначе, как же объяcнить то факт, что ни один из последующих продуктов не использует   Advantage Database Server, который от версии к версии приобретает большую популярность и по своему функционалу приближается к промышленным серверам баз данных.   Остается пожалеть фирмы, которые в свое время совершенно оправданно решив , что будущее за связкой БЭСТ+ADS  и что БЭСТ-4x это только начало, а не конец пути, пошли на немалые затраты, купив  Advantage Database Server и оказались привязанные к программе, разработчик которой не желает ее развивать.
Какие отсюда можно сделать выводы. Несмотря, на привлекательность БЭСТ-4,  я бы не посоветовал при выборе бухгалтерско-складской программы  останавливаться на ней, если хотите иметь программу, которая будет развиваться в соответствии с возрастающими потребностями Вашей фирмы. Иначе рано или поздно, если у Вас нет своих программистов, Вам придется проходить процесс внедрения заново с нуля.  К сожалению, фирма-разработчик сама определила ее потолок и  по всей видимости не желает менять что-нибудь в этом направлении. По этой же причине я бы не останавливался на БЭСТ-ПРО при выборе MRP-II системы, т.к. это тоже DOS-программа. А именно этот момент и отсутствие у "Интеллект-Сервиса" команды квалифицированных программистов под Windows, остановило дальнейшее развитие БЭСТа-4. Другие причины, почему не получает дальнейшего развития в общем то удачный проект, мне просто не приходят в голову. Никто не гарантирует, что с БЭСТ-ПРО не повторится та же история.

PS. После окончания написания этой статьи (август 2002 года) я зашел на сайт "Интеллект-Сервиса", для того что бы узнать, не изменилось ли положение с БЭСТ-4. С удивлением я узнал, что фирма-разработчик все таки поменяла свое отношение и Windows-версия будет создана. Но каким образом? Теперь цитата:   

Службой разработки компании "Интеллект-Сервис" подготовлена технология перевода "БЭСТ-4" на платформу Windows. Вскоре должна появиться ее Windows-версия - система "БЭСТ-5". Разработка ведется с использованием программ германской компании "Alaska - Software", разработавшей механизм перевода программ, написанных с помощью Clipper, в Windows. Это значит, что "БЭСТ-4" без перепрограммирования логики становится Windows-программой и приобретает новый импульс к развитию.

Опять вместо дальнейшего развития фирма предполагает ограничиться перекомпиляцией с помощью продукта "Alaska". Продукт замечательный, спору нет. Но как правило его применяют в информационных отделах фирм, не занимающихся разработкой тиражных программ. Продукт используется  для перевода старых программ на новую платформу , когда фирма не желает тратить дополнительные средства на повторную разработку под новую платформу. Выбор такого подхода фирмой-разработчиком для переноса тиражного продукта с DOS-платформы под Windows может вызвать лишь удивление.    

PPS. А вот и первые признаки(декабрь 2002) агонии БЭСТ-ПРО. (http://www.bestnet.ru/reliz/2002/7.htm)

Москва, 5 ноября. Сегодня компания "Интеллект-Сервис" - один из российских лидеров в области разработки бухгалтерских и управленческих программ, автор популярных программных продуктов серии "БЭСТ" и компания Microsoft Business Solutions - ведущий мировой поставщик комплексных интегрированных бизнес-решений заключили беспрецедентное соглашение о партнерстве по системе Microsoft Business Solutions-Navision (Attain).

Attain пока  не конкурирует с БЭСТ-ПРО. Скорее всего это конкуренция БЭСТ-4(5) и БЭСТ-Офис, т.е. "Интеллект-Сервис" уже сейчас решился на поставку решений от Navision,  которые напрямую конкурируют с его собственными. Что же касается БЭСТ-ПРО, вопрос на засыпку:" Что приобретет развивающаяся компания, уже купившая ранее  Attain, если ей потребуется  ERP-система: БЭСТ-ПРО или  Axapta?" 


PPPS. И еще один довольно удручающий штрих. :

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПРОГРАММ "БЭСТ"




 

 



Сайт управляется системой uCoz